Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Горохов В.А., Лунц Л.Б.

Парки мира

1. Исторический очерк

Садово-парковое искусство нашей эры

Для архитектуры и садового искусства XVI в. характерны новые приемы, при помощи которых создается впечатление единства. Здание ставится в определенную композиционную взаимосвязь с ландшафтом, получают большое распространение архитектурные сады. Теперь пространство уже не распадается на отдельные изолированные единицы; обнаруживается тенденция к объединению всех пространственно разрозненных частей и их подчинению единой оси. Для достижения архитектурного единства сада подчас изменяется и перерабатывается топография местности. Этот величественный стиль несет в себе ряд тенденций, дальнейшее развитие которых . приводит к образованию стиля барокко, получившего в дальнейшем широкое распространение.

Если в XV в. ведущая роль принадлежит Флоренции, то в XVI в. она целиком переходит к папской резиденции — Риму. Для соединения отдельных построек Ватикана в одно целое, а именно папского дворца и виллы Иннокентия VIII, Браманте задумывает обширный сад-двор с колоссальной нишей посередине, лестницами, террасами, гротами, полукруглым амфитеатром, напоминающими театральную декорацию.

Стремление усилить впечатление путем устройства сложных архитектурных декораций, состоящих по большей части из полукруглых стен с нишами и фонтанами, называемых «театрами», сильно распространено в XVI в.

Вилла Капрарола. План
Villa Caprarola. The plan

Не только Браманте, но и другие великие зодчие и художники Возрождения влияют на архитектуру вилл и планировку садов. Так, например, вилла Мадама (1517), расположенная между Ватиканом и Понте-Молле, связана с именами Рафаэля и Джулио Романо. Сады и дворец Те в Мантуе проектируются Джулио Романо, знаменитая вилла Фарнезина на берегу Тибра создана под влиянием Рафаэля и с участием в ее сооружении Бальдассаро Перуцци. Сам Микеланджело начинает строить виллу Колаци в Чиголи, около Флоренции (но, к сожалению, не достраивает ее); ближайший соратник его Джакомо Бароцци да Виньола принимает активнейшее участие в постройке виллы папы Юлия III (начатой Якопо Сансовино и Перуцци), садов и виллы Фарнезе на Палатине, виллы Капрарола, расположенной на отроге Чиминских гор, господствующих над равниной вплоть до Рима, и, возможно, виллы Ланте в Баньяке (недалеко от Капраролы).

Вилла Ланте. План
Villa Lante. The plan

Одновременно с Виньолой работает Пирро Лигорио, знаменитый своими выдающимися работами — виллой Д'Эсте в Тиволи, садом дворца Колона в центре нынешнего Рима, виллой Пия в Ватиканских садах — попыткой возродить археологические тенденции в садово-парковом искусстве итальянского возрождения.

Вилла д'Эсте. План, Италия 1 — главный вход; 2 — партер; 3 — фонтан; 4 — здание виллы; 5 — павильон; 6 — грот; 7 — каскад; 8 — мосты; 9 — верхняя терраса; 10 — боскеты; 11 — лестницы
Villa d'Este. The plan

Назад | Оглавление | Далее