Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Горохов В.А., Лунц Л.Б.
Итальянское Возрождение. В Италии быстрый рост буржуазии приводит к тому, что в начале XVI в. она получает преобладание в наиболее крупных городах Тосканы. Особенно сильными ее позиции оказываются во Флоренции — крупнейшем промышленном центре Италии.
Одновременно развивается искусство всех видов, в том числе ландшафтное. Этому периоду посвящены известные строки Фридриха Энгельса: «…В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть».
Флорентийские сады раннего Возрождения просты, прямые линии их образуют строго рациональную систему пропорций. Сады лишены нарочитой пышности и подчеркнутого великолепия. Чтобы усилить роль и значимость человека, а также впечатление его власти над пространством, сады планируются сравнительно небольших размеров.
Перед фасадом разбивается плоский сад (партер), клумбы симметричны, фонтан — в виде широкой чаши с небольшой скульптурой посередине. Вокруг боскеты. Где возможно, четырехугольные пруды, туфовые ниши, гроты, стройные ряды кипарисов, кусты олеандров, кадки с лимонными деревцами. Террасы еще не связаны в одно целое ни друг с другом, ни с архитектурой виллы.
Сад Боболи. План. 1 — здание виллы; 2 — двор Аманати; 3 — амфитеатр; 4 — район боскетов; 5 — партер; 6 — бассейн с фонтаном Изолото
Boboli Gardens. The plan
Наиболее совершенным из флорентийских садов можно считать восстановленный сад Боболи (палаццо Питти), стоящий уже на рубеже барокко. Сад занимает склоны холмов, поднимающихся за дворцом, и строится по принципу суммирования в достаточной мере изолированных и замкнутых пространственных единиц. Палаццо, грот с большим фонтаном на его крыше, амфитеатр, украшающие его балюстрады и ниши, поднимающиеся зеленые террасы — одна с полуовальным прудом и статуей Нептуна, другая со статуей Изобилия, венчающие перспективу их чащи маслин полны величественности в композиции масс и пространства. По другому склону холма густая аллея кипарисов спускается к небольшому круглому озеру, окруженному фонтанчиками и скульптурами Джованни да Болонья. Это пространство, так же как и другие части садовой композиции Боболи, удачно согласовано в размерах, отдельные украшения гармонируют с линиями подстрижки деревьев. Весь облик сада свидетельствует о том, что разбивка новых аллей, форма подстрижки деревьев — все согласуется с окружающей природой.
Назад | Оглавление | Далее