Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Горохов В.А., Лунц Л.Б.

Парки мира

1. Исторический очерк

Садово-парковое искусство нашей эры

Сады и парки Средневековья. Как известно, эпоха феодализма характерна многочисленными междоусобными войнами. В целях обороны феодалы сооружали замки, окруженные мощными стенами. Так же поступало духовенство при постройке монастырей, и так же приходилось поступать при возведении городов. Плотность застройки территории замков, монастырей и городов была очень высока, и для садов и тем более парков оставалось мало свободных пространств. Но и в этих условиях сады создавались, о чем можно судить по литературным источникам и живописи. Средневековый сад был небольших размеров, как правило, регулярный с разбивкой участка на квадраты и прямоугольники.

Церковь, по существу определявшая направление художественного творчества, мало внимания уделяла декоративным элементам в ландшафтном искусстве. Поэтому монастырские и другие сады того времени были преимущественно утилитарного назначения. В садах выращивали лекарственные растения и плодово-ягодные культуры. В известной мере их можно считать прообразом ботанических садов. В планировке появляется новая деталь — лабиринты — сеть извилистых и переплетающихся дорожек. Этот планировочный мотив нашел применение не только в садах средневековья, но и в садах более поздних времен.

При замках крупных феодалов создаются более обширные сады не только утилитарного назначения, но и для отдыха. Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др.

В XIII в. в Италии строят роскошные загородные виллы, окруженные стенами, уже с довольно большими садами. Семья Данте строит виллу в Комерете, семья Гамболоти — в Пизе, Висконти — в Милане.

В первой трети XIV в. много садов появилось во Франции. В их числе в Артуа, близ Парижа, на высоком берегу Сены. Известен парк Карла V в Лувре.

В конце средневековья в садах появляются павильоны, беседки, бассейны.

Назад | Оглавление | Далее