Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Горохов В.А., Лунц Л.Б.

Парки мира

1. Исторический очерк

Садово-парковое искусство нашей эры

Япония. Первые дошедшие до нас из различных источников сведения о парках Японии относятся к нашей эре. Парки в Японии предназначались для уединения, раздумий, тихого созерцания красоты природы, воплощенной в садовой композиции. Главной целью было создать у человека настроение безмятежности. Основные элементы композиции — рельеф, причем не только естественный, но нередко и искусственный, водные устройства — пруды, речки и водотоки, водопады, скалы самой различной формы и величины, разнообразнейший ассортимент пород деревьев и кустарников лиственных, хвойных, вечнозеленых и красиво цветущих.

Характерная особенность японского сада — пейзаж с элементами символики, формируемый в расчете на воображение человека, который должен домысливать тот или иной пейзаж. К примеру, если на участке нет водного зеркала, его заменяют гладким песком, а горы символизирует композиция из скал и камней.

Обычно японский сад или парк бывает трех типов: плоский сад без водоема, плоский сад с водоемом и островками и сад с холмами и водоемом.

Уже в XII в. в Японии появились трактаты по садово-парковому искусству; в них излагались основные теоретические положения и принципы садово-паркового строительства, указывались правила пользования территорией и ее членения. Рекомендовался следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля: 40% — под здания, 30% — открытые пространства сада или парка, 30% — зеленые насаждения.

Насаждения для оформления сада или парка выбирали очень тщательно, а цветочный декор почти отсутствовал. Из хвойных деревьев излюбленной породой была сосна обыкновенная, которая ценилась за стройный высокий ствол, ажурную крону и стойкость: она сопротивлялась ветрам и буре. В одиночной посадке (солитером) сосна служит акцентом, воспринимается на фоне газона или дает эффектное отражение в воде. Шелест ветра в кроне сосны воспевался поэтами. Применялись и другие виды сосны, а также кедр, ель, криптомерия, кипарис, тисс, можжевельник, — одним словом, палитра хвойных чрезвычайно разнообразна. То же самое можно сказать о лиственных породах и красиво цветущих; наряду с плодовыми — вишней, сливой, абрикосом, часто применяются магнолия, рододендрон, форзиция, дафне, вейгелия. Встречается реликтовое дерево гингко, камфарное дерево и др.

Ценятся лотосы на прудах, но предпочтение отдается ирисам, пионам и хризантемам. Кустарники подчас подстрижены в виде шаров, кубов вдоль аллей или сплошь покрывают склон холма, создавая сплошной зеленый фон. Газон часто заменяется мхом, но открытые пространства могут быть покрыты чистым речным песком.

Для японского садово-паркового искусства не характерно яркое красочное оформление, оно скорее одноцветно, чем многоцветно. Применяют мох разных оттенков или однотонный, а рядом располагают небольшой участок газона. Пейзаж строится на различных нюансах крон деревьев, побегов кустарников или их листвы. Цветочные пятна, как, например, лотосы в водоеме, играют второстепенную роль.

Большое значение имеют камни: то крупные, то мелкие, они располагаются в зависимости от замысла вертикально или горизонтально, заменяя таким образом скульптурный декор. Камни устанавливают в одиночку, группами, создавая холмик или грот, подчеркивая поворот дорожки или береговой линии, акцентируя мыс островка или полуостровка.

Назад | Оглавление | Далее