Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Горохов В.А., Лунц Л.Б.

Парки мира

1. Исторический очерк

Садово-парковое искусство нашей эры

Некоторые парки Японии сохранились с XI в. Еще в VIII в. древняя столица Японии Киото славилась своими красивыми садами, часть одного из городских парков существует и поныне. Милитаристский характер эпохи династии Катакича (XII—XIV вв.) замедлил процесс развития садово-паркового искусства. В этот период господствует буддизм и священнослужители проповедуют простоту, изгоняя при этом эстетику.

В XIV—XVI вв. в связи с развитием изобразительного искусства, искусства аранжировки цветов, театрального искусства отношение к садово-парковому искусству коренным образом меняется. Особенностью японского сада становится требование, чтобы он был виден снаружи и вместе с тем чтобы возможно было наслаждаться садом, находясь дома.

Многие сады этой эпохи располагались близ храмов, в уединенных местах и назывались «Сад мха». Мох покрывал землю, камни, пни, стволы деревьев, как густой ковер. В центре такого парка было маленькое озеро с небольшими островками. Контуры островков составляли слово «сердце», что символизировало погружение в природу.

В Японии популярно создание миниатюрных «парков», умещающихся в керамической вазе, но поражающих полнейшим сходством карликовых деревьев с их настоящими прототипами. Искусство создания таких садов называется «бонсай». Оно возникло в Японии около семи веков назад. Поначалу миниатюрные деревца служили только на потребу вкусам феодальной аристократии. Сейчас отношение к «бонсай» иное. На Западе «японские карлики» приобрели известность после того, как на международной Парижской выставке 1937 г. они получили Золотой приз.

К этому виду садово-паркового искусства предъявляется ряд требований. Прежде всего каждое деревце не должно давать оснований для подозрений в том, что оно хоть чем-то, помимо размеров, отличается от своих естественных сородичей — взрослых деревьев. Во-вторых, ценится возраст или его видимость: каким бы миниатюрным ни был «бонсай», он должен создавать впечатление долголетия. Достигается это различными способами: поросшей мхом землей, над которой возвышается ствол, зеленоватой патиной на коре дерева, выходящими на поверхность узловатыми корнями.

Для миллионов японцев крохотные деревца в грубо обожженных керамических вазах — едва ли не единственная возможность повседневного контакта с живой природой в условиях, когда загрязнение окружающей среды достигло опасного уровня.

Характерен своей планировкой дворцовый парк Кацура, расположенный на берегу реки на окраине Киото. Он заложен в 1602 г. на плоской местности. В парке развитая сеть прудов и каналов, а также небольшие искусственные холмы, для насыпки которых послужил вынимаемый грунт. Парк занимает площадь 10 га и совершенно изолирован от окружающей местности, так что все внимание сосредоточено на внутренних пейзажах.

Дворцово-парковый ансамбль Кацура в Киото, Япония. План 1 — главный вход; 2 — дорога императора; 3 — второстепенные входы; 4 — дворец; 5 — кленовая тропа; 6 — холм Клена V; 7 — холм Цикады; 8 — каскад; 9 — мыс Амано-Хасидате; 10 — поток; 11 — павильоны; 12 — место для стрельбы из лука
Palace and park ensemble Katsura in Kyoto, Japan. The plan

Парк предназначен для прогулок пешком или на лодке. Предусмотрена постоянная смена «картин», гармонично переходящих одна в другую. Большая роль отведена различным хвойным деревьям и кустарникам. Благодаря извилистым контурам берегов и островков прогулочный маршрут необычно длинный.

Следует указать на особенно привлекательную черту японского садово-паркового искусства, а именно сдержанность: ничего броского, чувство меры и художественного такта отличает все композиции, малые и большие. Высокие достижения этого искусства сыграли в прошлом и играют теперь большую роль в развитии садов и парков мира.

Назад | Оглавление | Далее