Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Горохов В.А., Лунц Л.Б.

Парки мира

1. Исторический очерк

Садово-парковое искусство нашей эры

Для римской архитектуры эпохи империи (I — IV вв. н.э.) характерно стремление к более геометризованной линии плана и к целостной композиции. В стране идет грандиозное строительство; римские зодчие возводят инженерные сооружения — мосты, акведуки, мощеные дороги, прекрасно вписывая их в окружающий ландшафт. В III в. формируется архитектурный организм, тесно связанный с садовым искусством, — термы — грандиозные сооружения, вмещающие огромные залы, бассейны для плавания, окруженные двориками, садами и закрытыми помещениями, в которых протекает спортивная, литературная и художественная жизнь города.

Широко распространены загородные виллы в Кампанье, на склонах Албанских и Сабинских гор и в других местах. Особого внимания среди них заслуживает вилла Адриана, построенная около Рима в Тибуре в 114—138 гг. Император Адриан, человек образованный, был убежденным поклонником греческого искусства. По его указаниям построили грандиозный дворцово-парковый ансамбль на плато у подножия гор. О масштабах этого ансамбля можно судить по уцелевшей до наших дней стене одного из портиков высотой 10 м и шириной 230 м и по размерам обнаруженного специально вырытого канала шириной 80 м и длиной 220 м.

Для повседневной жизни императора был построен сравнительно небольшой дворец на участке, от которого система террас с портиками и бассейнами вела в долину. Официальная резиденция позади дворца состояла из залов для аудиенций, храма, бассейнов для плавания, стадиона, площадок для физических упражнений, помещений для интеллектуальных развлечений, нескольких театров. Все эти сооружения утопали в зелени, образуя в совокупности с каналом большой парк. В архитектуре сооружений пытались воспроизвести знаменитые постройки Древней Греции.

Появление этой археологической нотки в садовом искусстве весьма примечательно, и в дальнейшем она прослеживается во всей истории садово-парковой архитектуры.

Назад | Оглавление | Далее