Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

К.И. Минеева

Царицыно

Глава четвертая

Царицыно в XIX веке и в наше время (продолжение)

Еще недавно, в пятидесятых годах XX века, перед Оперным домом привлекала внимание неповторимой красотой древесная группа. Через причудливо изогнутые сучья могучего кедра, притененного косматыми ветвями лиственниц, проглядывала сказочная архитектура дома, а внизу под деревьями на яркой зелени луга весной кое-где алели шиповники. Особое внимание в то время привлекал кряжистый ствол древнего дуба и вековая липа в три обхвата, с западной стороны поляны раскрывавшие перспективу на дворец и Хлебный дом. Могучие дубы чередовались с декоративными группами деревьев, иногда их сплетенные сучья совсем скрывали вид на поляну. Осенью через их побуревшие листья живописно проглядывали красивые гроздья рябины, привлекавшие много птиц.

Даже самое беглое описание поляны позволяет почувствовать, насколько богата была здесь смена пейзажей. При этом хотелось бы обратить особое внимание на объединяющую роль открытого пространства. Следуя по кольцевому маршруту, посетитель любовался не только дворцом и большой поляной, но и боковыми видами малых полян, группирующихся по сторонам аллей «трелучья». Немаловажную роль в декоративном оформлении лужаек и аллей играли цветы, наполняя сад благоуханием. В травосмеси газонов подмешивали душистые травы (мята, майоран, душица и др.). Полевые и луговые цветы дополнялись садовыми (эквилегия, касатик, желтые простые лилии, фиолетовые тюльпаны и др.). Цветы сажались свободно большими массивами, преимущественно одного вида.

Одновременно с дворцовой поляной Сергей Махов рубками деревьев раскрыл пять видовых перспектив, сходящихся к острову с аркой-руиной. Береговая дорога перед островом, огибая лужайку, выходит на гротесковый мостик.

Взойдите на мостик и оглянитесь вокруг. Очарование и уединенность места, тишина и покой снимет напряжение и тревогу. Пологие скаты холмов, плавные очертания парковых массивов и равнина цветущего луга создают удивительное ощущение гармонии и красоты.

Замкнутое пространство баженовской луговины соразмерно человеку, легко обозримо. Близкие по цвету насаждения не утомляют глаз и создают единство цветовой композиции. Прерывистые группы серебристой ивы, рассаженной по контуру поляны, смягчая колорит пейзажа, вносят спокойную ясность и умиротворение. «Не расстанешься!» — воскликнул когда-то посетитель. Он изумился огромной декорации, в которой деревья и кусты размещались в виде зеленых кулис, спускающихся по склону ложбины.

На возвышенности, в глубине уходящей ввысь центральной перспективы, по проекту пока нам неизвестного автора построили павильон «Нерастанкино». Поднявшиеся к небу высокие пихты за павильоном в просвете просеки создавали впечатление бесконечности перспективы. Картинно рисуется на фоне парка светлый силуэт «Нерастанкино». Справа от него через редколесье оврага виднеется декоративный мостик с украшениями из дикого камня. Слева, на перспективе другой просеки, сохраняются еще остатки каменной ниши в горе. Она была украшена «гротескими и протчими каменьями на верху осаженна разными деревьями и кустами… а внутри ее за решёткою деревянною стояла статуя»,— писал И.Е. Забелин.

Чтобы оживить вид, за пределами парка выкопали небольшой пруд, и из него по ложбине через гротесковый мосток пропустили извилистый ручеек.

Органично связанная с природным ландшафтом перспектива «нерастанкино» придала законченность планировке парка.

С той поры три глубокие перспективы (на реку Городенку со стороны дворцов, «миловид» и «нерастанкино») составили неповторимое своеобразие композиции Царицынского парка. Его перспективы и пруд, дворцовая поляна и панорама окрестностей остаются в памяти навсегда.

Одновременно с работами по реконструкции дворцовой части парка формировались пейзажные участки в лесной зоне между парадным центром ансамбля и большим оврагом. Здесь в парковых массивах до настоящего времени встречаются в большом количестве сосны и ели, напоминая о голицынских заповедных рощах. К четырехсотметровой липовой аллее, соединяющей оранжереи с башней-руиной, сходятся почти все дороги лесопарковой зоны. Сюда для отдыхающих приносили из оранжерей цветы и фрукты: в четырех ротондах аллеи стояли столы и скамьи; вблизи была выстроена большая деревянная кухня и в неприметных местах установлены небольшие печурки-очаги для подогрева пищи.

Украшением лесопарковой зоны является каскад оранжерейных прудов, соединенных через водоток большого оврага с Шипиловским прудом.

Форсировалось также строительство оранжерей под руководством главного садовника Пельцеля. К концу первой четверти XIX века две трети оранжерейного участка были заняты плодовыми садами и питомниками, в которых для поддержания парка выращивали посадочный материал.

В 1825 году в Царицыне было восемь каменных оранжерей, среди них: главная — баженовская «ранжевая» или апельсинная, померанцевая, персиковая, виноградная, лимонная, ананасная. В оранжереях выращивали лавровые, оливковые деревья, олеандры, «миртусы», кроме того, огромное количество цветов, которые высаживались в парк.

Большой интерес у посетителей парка вызывала нарядная баженовская оранжерея, в которой была собрана уникальная коллекция редких растений. Перед ней на открытом воздухе была раскрыта выставка «цветов и дерев».

Благодаря отлично организованному оранжерейному хозяйству Царицынский парк, по отзывам современников, был приведен тогда в самое цветущее состояние. Царицынские оранжереи были гордостью Царицына.

Павильон «Миловида» с Утренней дорожки

Осуществляя задуманные композиции правобережного парка, одновременно благоустраивали и левобережный парк. Дороги здесь шли среди лесных полян и были приспособлены не только для пеших прогулок, но и для верховой езды. Здесь традиционно устраивались царские охоты. Среди открытых лужаек и возле дорог размещались всевозможные шалаши, хижины, домики-сторожки и укрытия от дождя. И.Е. Забелин описал их следующим образом: «…идучи по береговой дороге на холму галерея каменная с гротеским камнем и двумя колоннами с фронтоном белого камня, крытая железом и выкрашена внутри. Проходя через нее, через овраг, каменный мост, перейдя лазореву плотину через залив Миловида, влево Турецкая палатка из тесу, выкрашенная разными красками, внутри потолок подбит разноцветною бумажною материею; в ней вокруг столба стол деревянный и восемь скамей под краскою. Неподалеку от нее на лугу сарай бревенчатый, впереди коего восемь дубовых столбов, крытый соломой с двумя деревянными воротами на крючьях и петлях железных…»

Самыми примечательными объектами садового убранства парка были композиции из дикого камня в виде гротов, пещер или даже отдельных валунов у дорог. Эти устройства сами по себе были оригинальны: они как бы вырастали из земли и гармонировали с природным окружением.

«Расположение сада, чудесные, разнообразные в нем виды; скромные и великолепные, на холмах возвышенных и в чащах непроходимых, на берегу озер и на цветущих островах разбросанные храмы и беседки, древние развалины и хижины, гроты и статуи, зеркальная поверхность чистой воды, волнуемая резвящимися веслами плавателей, прелестные рощи и величественные аллеи; луга, ароматными цветами усеянные и леса непроходимые — одним словом, все, что природа изящного, что искусство прекрасного имеет, все найдете вы в Царицыне!» Так выглядел, по словам А.Раевского, парк в начале XIX века.

Популярность Царицына из года в год возрастала. Красота месторасположения, красочная архитектура дворцов, романтические затеи парка, лодочные катания — все это сделало его излюбленным местом прогулки москвичей. В начале XIX столетия в Царицыне бывал поэт П.А. Вяземский. По его инициативе для литературных вечеров З.А. Волконской П.В. Киреевский написал свое первое произведение «Царицынская ночь» (1827). В нем он напомнил, что строения Баженова «замечательны мыслью, которую он умел передать своим камням». Этим многое было сказано.

Лето 1830 года П.В. Киреевский прожил в Царицыне вместе с матерью А.П. Елагиной. Как известно, литературные собрания в ее доме составили яркую страницу в истории культурной жизни Москвы. В Царицыне у них бывал поэт Н.М. Языков.

Со временем наплыв посетителей Царицына стал настолько велик, что в сороковые годы XIX века была открыта «Царицынская гостиница» — единственная в Подмосковье. В ней можно было получить не только ночлег, обеды, чай, кофе, но «…для приезжающих с своею провизией имелся очаг с плитой с разною посудою».

С 1856 года специальным указом было дозволено в Царицыне и Коломенском пить чай. Иногда в близлежащих лесах устраивались царские охоты. В это время ветшали недостроенные дворцы Царицына. Загадочность руин, разросшиеся деревья у стен дворцов придавали ансамблю романтический вид.

В 1860 году дворцовое ведомство, которому в это время принадлежало Царицыно, объявило о продаже построек на снос, а в 1882 году с Большого дворца были сняты железные кровли и разобраны изразцовые печи. Лишенный должного ухода, приходил в запустение парк. Зарастали видовые перспективы, непродуманными подсадками уничтожались открытые пространства лужаек. Парк постепенно превращался в лес.

В конце XIX века в связи со строительством Курской железной дороги от левобережного парка отошли значительные территории под строительство дачного поселка, был застроен и оранжерейный участок парка, где еще недавно на Воздушной улице находилась дача И.Е. Забелина — известного историка Москвы.

Предыдущая | Оглавление | Далее

Дача в наём
В XIX веке аренда коттеджа на выходные или на лето в Царицыно была обычным делом. Горожане селились здесь и целые дни проводили на пруду и в парке — катались на лодках, гуляли по аллеям, сидели на скамейках. В разное время здесь снимали дачи Чехов и Достоевский.