Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

К.И. Минеева

Царицыно

Глава четвертая

Царицыно в XIX веке и в наше время (продолжение)

После Октябрьской революции ансамбль Царицына был взят под охрану государства. Вскоре был приведен в порядок парк: расчищены дорожки, сделан необходимый ремонт малых форм, очищены пруды.

В 1926 году усадьба была передана в ведение Главнауки, а оттуда в музейный подотдел Московского отдела народного образования, который в 1927 году открыл музей Царицыно, а с 1928 года он включал в себя и краеведческий отдел.

В музее были собраны ценнейшие коллекции баженовских чертежей и документы по истории и строительству Царицына, а также отдельные архитектурные фрагменты и парковая скульптура. В организации музея приняли активное участие местные краеведы во главе с В.В. Казанцевым — хранителем музея. В это время за летние месяцы Царицыно и музей посещали более 15000 посетителей.

После Великой Отечественной войны, в пятидесятых годах, буквально из руин по проекту реставратора М.В. Дьяконова была восстановлена прославленная «беседка Миловид», павильоны «Нерастанкино», «Золотой сноп» и парковые мостики. Примерно в это же время под руководством архитектора В.И. Долганова и инженера-лесовода Е.С. Панферовой были проведены лесоустроительные работы в левобережном парке и в пойменной части речки Язвенки.

В семидесятых годах в связи с решением о строительстве жилого района Орехово-Борисово вокруг Царицына была установлена охранная зона площадью более тысячи гектар, в нее вошел и Цареборисовский каскад прудов. Зона памятника, включая оранжерейный участок парка, освобождена от хаотической застройки.

В 1984 году было принято решение создать в Царицыне Музей декоративно-прикладного искусства народов СССР.

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно, по существу, является музеем архитектуры на открытом воздухе. В связи с этим в программу работы Музея декоративно-прикладного искусства народов СССР включен музейный показ Царицына и организация экспозиции по истории строительства ансамбля.

Реставрация ансамбля началась.

Архитекторам придется разрешать задачи восстановления памятников и парка с учетом их роли в градостроительной композиции столицы. Хочется надеяться, что специалисты обстоятельно исследуют архивную документацию, связанную с этим памятником, материал этот еще недостаточно изучен.

Трагическая судьба баженовского ансамбля, печальная участь памятников Царицына в последующее время самым драматическим образом сказалась на состоянии этого шедевра русского зодчества. К великому сожалению, и в наше время памятник испытал на себе пагубные последствия человеческого небрежения.

Незнание архитектурно-планировочного замысла Баженова, непонимание градостроительной ценности ансамбля привели к крупным ошибкам при застройке близлежащих территорий. Перспективы на ансамбль, задуманные Баженовым, закрыты массивами жилых кварталов. О подобных ошибках сейчас много говорят и пишут.

Хочется верить, что они не будут повторены в отношении незабываемой по красоте Сабуровской панорамы, в которой раскрываются два выдающихся ансамбля столицы: Коломенское и Царицыно.

Мы обязаны восстановить и сберечь баженовский пейзажный парк на речке Язвенке. Этот уголок живой природы и искусства является излюбленным местом отдыха москвичей. Ему нет цены в условиях густонаселенного современного города: здесь от «Золотого снопа» раскрываются синеющие дали лесов, всегда тихо, солнце светит ярче и теплее, а воздух свеж и прозрачен. Берегите эту красоту. Охранять природу — значит охранять Родину. Не будем забывать эту простую, но вечную истину.

Предыдущая | Оглавление