Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
На территории природно-исторического парка «Царицыно» расположены историко-архитектурный музей-заповедник с пейзажным парком, художественный музей и культурно-досуговый центр.
Главный вход
Главный вход на центральную территорию музея-заповедника «Царицыно» был сооружён в 2007-м году в рамках программы по комплексной реконструкции усадьбы.
Главный вход
«Главная площадь»
«Главная площадь» – центральное пространство усадьбы «Царицыно» между Фигурным мостом, церковью иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», 1-м и 2-м Кавалерскими корпусами, Хлебным домом, галереей-оградой с аркой и Большим дворцом.
Большой дворец
Большой Дворец (1786-1796), построен арх. М.Ф. Казаковым на месте разобранного Главного корпуса дворца В.И.Баженова.
В отличие от построек Баженова Большой дворец М.Ф. Казакова представляет собой более компромиссный вариант соединения классицистической объемно-планировочной структуры дворцовой постройки с наложенным на нее «готическим» декоративным убранством.
Большой дворец
Хлебный дом
Хлебный дом (Кухни, Кухонный корпус) (1784-1785, арх. В.И. Баженов). Расположен у Оранжерейного моста на границе пейзажного парка и архитектурного ансамбля. Массивный двухэтажный корпус на высоком цоколе имеет форму квадрата со скругленными углами и внутренним квадратным двором. В него можно попасть со стороны парка через проход под высокой аркой. Внутри Хлебный дом имеет планировку в виде сдвоенной анфилады.
Хлебный дом
Малый дворец
Малый (Полуциркульный) дворец (1776-1778, арх. В.И. Баженов) – один из трех дворцов, предназначенных зодчим для пребывания Екатерины II. Расположен на Березовой перспективе напротив Большого дворца. Венчает собой земляную ступенчатую пирамиду – «абрезную гору», возвышающуюся над берегом Верхнего Царицынского пруда. В плане имеет форму полукруга. Фасады декорированы белокаменными фигурами, рельефной кладкой из красного кирпича. Окна со стрельчатым завершением, как и двери, имеют вытянутые пропорции. Дворец украшает сложный фигурный парапет, состоящий из ряда стилизованных зубцов, колонок, обелисков, ажурных узоров из кирпича и белого камня. По центральной оси здания над парапетом возвышается вензель Екатерины II в лучах славы.
Малый дворец
Оперный дом
Оперный дом (1776-1778, архитектор В.И. Баженов) – «средний» из дворцов Екатерины II. Нарядный, имеет богатый белокаменный декор. На важность сооружения указывают ажурные двуглавые орлы, украшающие пышные парапеты его боковых фасадов.
Оперный дом или Средний дворец
Большой мост через овраг
Большой мост через овраг (1778, 1784-85), сооружен архитектором В.И. Баженовым, за исключением парапета, который Баженов не успел построить. Парапет был сделан в 1808 из кирпича двух разобранных по ветхости «домиков». Мост через Оранжерейный овраг находится между Третьим Кавалерским корпусом и церковью.
Большой мост через овраг
Фигурный мост
Фигурный мост (1776-78), арх. В.И. Баженов. Соединяет два отрезка бывшей Березовой перспективы, идущей от Большого моста через овраг к Малому дворцу и Оперному дому. Относится к типу мостов-виадуков. В настоящее время при движении со стороны плотины от Царицынского пруда воспринимается как въездные ворота.
Фигурный мост
Оранжерейный мост
Оранжерейный мост (или мост «Оранжерейная плотина») возведен в начале XIX века, возможно, по проекту И.В. Еготова, из красного кирпича с белокаменным декором, несколько напоминающим постройки Баженова.
Оранжерейный мост и Хлебный дом
Фигурные ворота
Фигурные ворота (1777-78), арх. В.И. Баженов. Фигурные ворота «нежной готической архитектуры» – как назвал их сам архитектор – представляют собой необыкновенно нарядное сооружение, соединившее в себе архитектурно-парковую затею с целым скульптурным ансамблем. Главное и необычайное украшение ворот – сложный и загадочный узор из граненых белых камней на металлическом каркасе, заполняющий проем стрельчатой арки и завершающийся снизу «золотой» виноградной гроздью. Ворота стали своеобразной эмблемой царицынского ансамбля.
Иногда «Фигурные ворота» называют Виноградными – по белокаменной
грозди винограда, «гирькой» свисающей в проеме арки
Царицынская плотина
Царицынская плотина была сооружена в 1803 г. (архитекторы – И.В. Еготов и Е.Д. Тюрин). К концу XX века пребывала в достаточно плачевном состоянии, конструкции плотины сильно разрушились, вдоль проезжей части даже пришлось проложить временные металлические пешеходные мосты.
Царицынская плотина
Церковь во имя Иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
Церковь во имя Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно основана в период владения Черной Грязью боярами Голицыными (1684-1689). Первоначально деревянная, церковь посвящена иконе, сюжет которой в стенописях появляется в начале 14 века, а в иконах – в конце 17 века. Иконография образа происходит из Константинополя, в 17 веке этот образ связывался с исцелениями от физических недугов.
Церковь во имя Иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
Павильон «Миловида»
Павильон «Миловида» (нач. XIX в.) построен, вероятнее всего, по проекту архитектора И.В. Еготова. Павильон состоит из проходной галереи, перекрытой полуциркульным сводом, и четырех малых кабинетов по ее сторонам.
Павильон «Миловида»
Павильон «Нерастанкино»
Павильон «Нерастанкино» сооружен в 1803-1804 годах по проекту архитектора И.В. Еготова. В первой половине XIX в. «Нерастанкино» был назван П.И. Шаликовым «храмом меланхолии» и предназначался для отдыха гуляющих: посетитель мог найти в нем несколько садовых кресел и столов.
Павильон «Нерастанкино»
Беседка «Храм Цереры»
Беседка «Храм Цереры» («Золотой сноп») построена в 1805 г. архитектором И.В. Еготовым. Представляет собой круглую в плане колоннаду, перекрытую куполом. К настоящему времени «Храм Цереры» отреставрирован полностью, в 2007 году в беседке вновь установлена статуя.
Большой и Малый Гротесковые мосты
Большой и Малый Гротесковые мосты построены по проекту архитектора И.В. Еготова в 1805-1808 гг. Оба моста сложены из кирпича. Арки и замковые камни отделаны грубо обработанным белым камнем. Из него выложены также орнаменты, напоминающие кресты и звезды на мостах, построенных В.И. Баженовым.
Гротесковый мост
Если правильно подобрать свет, то парковое освещение создаст необычный колорит. Скажем, в Царицыно благодаря освещению, идущему не только сверху, но и снизу, от фонарей, расположенных в земле, создаются очень необычные эффекты.
Светомузыкальный фонтан
Светомузыкальный фонтан был сооружён в 2007-м году на острове-«подкове» «Среднего» Царицынского пруда. Вокруг фонтана, на самом историческом острове, была разбита аллея, установлены скамейки.
Свето-музыкальный фонтан меняет сложность и направление струй
в такт музыке, звучащей на острове, а в тёмное время суток подсвечивается.