Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Останкино

История

В конце XVI века эти земли находились во владении боярина В.Я. Щелканова и назывались Осташковым. В это время была выстроена деревянная церковь «Во имя Живоначальной Троицы», вырыт пруд, получивший позднее название «дворцового».

В период с 1620 по 1743 гг. Останкино являлось вотчиной князей Черкасских, которые расширили и благоустроили усадьбу «Останково». С 1743 по 1917 годы Останкино принадлежало графам Шереметевым.

Дирекция Ботанического сада РАН

Расцвет усадьбы связан с периодом строительства задуманного Шереметевым парадного театра-дворца.

Н. П. Шереметев удачно сочетал в себе такие качества, как тонкий художественный вкус, ум, широкое образование. К тому же он был сказочно богат (Шереметевы были богаче, чем императрица Екатерина II). Детищем его ума, художественного вкуса и богатства стал Останкинский дворец, построенный в стиле раннего классицизма, или, как говорил сам Н.П. Шереметев, «в чистом вкусе».

Дворец строился с 1791 по 1799 год, к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских и иностранных зодчих — Аргунов, Казаков, Назаров, Старов, Кваренги, Кампорези и другие. Дворец производит большое впечатление гармонией линий, колонн, соотношением его отдельных частей, тем, что он выстроен из дерева. Но еще большую художественную ценность представляет его внутреннее убранство, выполненное руками крепостных. Здесь много резных украшений на дверях и окнах, на вазах, люстрах и канделябрах. Все они вырезаны из дерева, но, будучи позолоченными, кажутся тончайшими бронзовыми изделиями. Расписные потолки, мозаичный паркет, скульптурные печи, мебель — все это говорит о высоком профессиональном мастерстве и художественном гении русских крепостных мастеров. Из Франции и Италии им присылали неведомые образцы, а из Петербурга следовал строгий наказ — сделать так, чтобы «все походило на Рафаэлевы ложи». И несмотря на то, что сознанию мастеров мало что говорили фигуры грифонов, богинь и амуров, они чутьем угадывали прекрасное в линиях и формах этих фигур и с большим мастерством и вдохновением воплощали их в дереве.

Н.П. Шереметев был страстным любителем театра и музыки. Он сам создал из крепостных крестьян настоящую театральную труппу, в составе которой были замечательные актеры, например П. И. Жемчугова (Ковалева). Останкинский дворец и был предназначен для искусства, для театра и для этой замечательной актрисы.

Н. П. Шереметев полюбил актрису своей труппы, Прасковью Ивановну Жемчугову, и, презрев все сословные предрассудки, сделал ее своей женой. Венчание состоялось в церкви Симеона Столпника: москвичи хорошо знают этот небольшой храм XVII века на углу Нового Арбата и Поварской, близ «Московского Дома книги». Николай Шереметев придумал легенду о «благородном» происхождении Параши Жемчуговой, которая якобы была дочерью не московского кузнеца Ковалева, а польского шляхтича Ковалевского, служившего когда-то у Шереметевых. Но и это не могло изменить холодного, враждебного отношения «света» к Шереметеву и его жене, талантливой актрисе, женщине редких душевных качеств и очарования.

Кроме того, при Шереметеве на Каменке был устроен каскад прудов. Имелось большое оранжерейное хозяйство. В декабре 1917 года Останкинскому дворцу была выдана охранная грамота Московского Совета, а в сентябре 1918 года дворец был включен в систему государственных музеев и в мае 1919 года открыт для посетителей.