Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Горохов В.А., Лунц Л.Б.

Парки мира

1. Исторический очерк

Садово-парковое искусство древних веков

Следует отметить, что греческое садовое искусство в своем развитии получило могучий импульс извне. Благодаря завоевательным походам Александра Македонского вся Азия с ее высокоразвитым садовым искусством была сразу включена в греческую культуру. Еще прежде некоторые греки с восхищением говорили о прекрасных парках восточных владык. Малоазийские греки, живя бок о бок с персами и другими восточными народами, намного опередили метрополию в своей любви к садам и в умении их разводить.

После Персидской войны интерес к восточным садам должен был возрасти и в самой Греции. Ксенофонт описывает встречавшиеся ему во время похода персидские парадизы с вполне определенным намерением дать своим землякам образец, которому они должны были и могли подражать.

Александр Македонский особенно любил охотиться в парках покоренных им народов. В Индии нашел он обнесенные стенами рощи и леса, обильно орошенные, наполненные благородной дичью. Со специально устроенных вышек он стрелял даже львов. На обратном пути из Индии Александр украсил все войско венками из плюща. Поскольку это растение не росло в вавилонских парках, он приказал его там посадить. Карпалию, которому Александр доверил наблюдение за парками, долго не удавалось привить там плющ, несмотря на то что ему очень везло в акклиматизации других греческих растений: даже такие деревья,как липу, а после многих усилий и самшит он туда пересадил.

К влиянию Востока прибавилось еще одно обстоятельство, способствовавшее развитию садового искусства в Греции, — это рост больших греческих городов. Всевозраставшая отчужденность от сельского образа жизни заставляла многих богатых людей переносить сельскую природу в город и, следовательно, увеличивать размеры и количество садов. Правда, и прежде это не было чуждо грекам, но теперь это движение приняло совершенно иные размеры. В Александрии публичные и царские сады занимали четвертую часть городской территории. Как внутригородские, так и загородные сады были все связаны между собой.

Антиохия еще больше, чем Александрия, славилась своими прекрасными садами. Город был распланирован следующим образом: главная улица представляла собой непрерывный портик, к одной стороне которого прилегали дома, а по другой тянулись сады вплоть до самого подножия горы. Они были украшены беседками и фонтанами, которые, однако, не строились вверх по склону горы, «для того чтобы не испортить впечатления правильности».

Подобно восточным владыкам,правитель Сицилии решал все свои дела в саду. Но даже на воде он не хотел терять минуты этого удовольствия. Построив громадный корабль, долженствовавший, очевидно, служить символом его величия, он разбил на нем сад. Корабль был построен коринфским мастером Архаисом, а Архимед применил самые значительные свои изобретения. На верхней палубе соразмерно величию корабля были устроены гимнасий и дорожки для гулянья. Гимнасий имел цветочные гряды и другие растения, огороженные свинцовыми полосами, на дорожках были устроены тенистые беседки из плюща и виноградных лоз, корни которых находили питание в земле, насыпанной в свинцовые кадки. Надо признать, что здесь на ограниченном пространстве корабля удалось создать настоящий маленький шедевр. Греческий садовод нашел применение всем составным частям сада. На цветочных грядках, устроенных в свинцовых ящиках, могли, понятно, расти только цветы и кустарники с неглубоко сидящими корнями. Плющ и виноградные лозы, корни которых уходят значительно глубже, были посажены в высоких ящиках. Перголы, образуемые этими ползучими растениями, создавали недостающую на корабле тень. Два великолепно убранных садовых павильона и один рыбный пруд дополняют картину этого сада и придают ему живописный вид.

Новое в садах Греции по сравнению с Египтом — их террасообразное, уступчатое решение, более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, обилие украшений, витые лестницы. На террасах — посадки больших деревьев, цветы и фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами. Что же касается собственно планировки парков, то до нас не дошло ни одного сколько-нибудь полного описания или плана, но можно ясно представить, что в основу их не могло быть положено отвлеченное геометрическое построение, и парк рос и развивался, как живой организм, связанный с окружением и прежде всего с человеком. Сады и парки, по-видимому, состояли из рощ, живописно расположенных и гармонирующих с соседними горными уступами. Для полноты характеристики уместно вспомнить слова Аристотеля, сводящего все основные принципы градостроительства к положению: город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время делать их счастливыми. С этих позиций создание и города, и парка должно рассматриваться не только как комплекс чисто технических вопросов, но и как художественная проблема в высоком смысле этого слова.

После падения городов-государств и раздела наследия Александра Македонского центр культурной, экономической и политической жизни переносится на Восток (III — II вв. до н.э.). На греческом Востоке развивается строительство многих новых городов, возводимых по заранее намеченным планам. Город членится правильной сетью прямоугольных кварталов. Широко развертывается строительство общественных зданий, садов и парков. Последние приобретают особое значение, тем более что общественная жизнь населения протекает большей частью на открытом воздухе.

Назад | Оглавление | Далее