Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы
Горохов В.А., Лунц Л.Б.
Греция. Греки пришли в восторг, впервые увидев прекрасные парки восточных владык. Их культура не создала к тому времени ничего подобного, что могло бы сравниться с восточными садами. Именно в классическую эпоху эллинского народа, когда все другие области искусства бурно развивались, об искусстве садоводства известно очень мало. Трудно ожидать, чтобы раскопки дали возможность воссоздать удовлетворительную картину этого наиболее преходящего вида искусства; молчат также и свидетели — поэты, историки и художники, сохранившие нам образ восточных и египетских садов.
Несколько больше света проливает гомеровская поэзия. В ней отражаются нравы и образ жизни народа, имевшего склонность заниматься обработкой садов.
По Гомеру можно себе представить принадлежащее царю Алкиною поместье с прекрасным фруктовым садом, которое находилось на расстоянии человеческого голоса от города возле рощи Афины Паллады. Но Алкиной владел еще одним прекрасным садом в Шериа, который примыкал к его дворцу.
Во времена Алкиноя сады были редкостью. Возможно, что знать гомеровского времени около своих дворцов имела такие сады, снабжавшие стол всем необходимым. Гомер упоминает о подобном саде возле дома Одиссея (Пенелопа рассказывает, что отец дал ей в приданое опытного Долия для того, чтобы он заботился о богатом деревьями саде).
Священные рощи упоминаются у Гомера гораздо чаще, чем сады. Видимо, священные рощи были главным местом богопочитания, ибо, хотя в эпосе приводится и богослужение в храме, но оно по своему значению уступает богослужению в рощах. Были ли эти места культа всегда обнесены оградой, т.е. были ли они парками, еще нельзя сказать с уверенностью, так как часто они называются только рощами; достоверно лишь то, что эти алтари были окружены тенистыми деревьями (в эпосе тенистый, изобилующий деревьями). Почти всегда упоминается источник. Породы деревьев редко перечисляются, и то, в отличие от садов, это всегда не фруктовые, а лесные деревья.
Имеется немало описаний, свидетельствующих, как в гомеровскую эпоху искусно и тщательно украшались места, предназначенные для богопочитания. Роща Афины Паллады подле поместья Алкиноя располагается близ дороги, она имеет луг, окружающий источник, у которого стоит алтарь в тени черных тополей. Описано и святилище нимф в Итаке. Вокруг была круглая роща тополей, на вершине стоял алтарь, на котором странники имели обыкновение приносить жертвы всем нимфам. Это святилище было созданием рук трех итакских граждан, которых поэт поименно называет, так сильно поразила его самая святыня.
Священные рощи, имевшие во времена Гомера один лишь алтарь, с течением времени превратились в садовое окружение храмов.
Постепенно в Греции все больше и больше выявлялась необходимость в создании таких мест, где юношество могло бы предаваться физическим упражнениям, хотя трудно точно установить, с какого времени начинается развитие древнегреческих гимнасиев. Оно шло одновременно с распространением гимнастических упражнений. Легче всего можно проследить зарождение и постепенный рост самого знаменитого греческого гимнасия — Академии.
Кимон обеспечил Академию, до тех пор сильно страдавшую от недостатка воды, обильным орошением и превратил ее из неплодородной местности, обсаженной одними деревьями, в прекрасный парк. На тучных лугах аллеями росли тенистые тополя, ильмы и платаны. Кимон заботился также о широких проезжих дорогах и тенистых променадах.
Во времена Кимона города украшают садами и парками. По его распоряжению озеленена также афинская агора. Этому стали подражать и другие города. Антедонская агора близ Фив была обрамлена двойным портиком, внутри которого посажены деревья.
В эту эпоху расцвета городов повсюду разбивают красивые сады. В Спарте посреди города находилась площадь, представлявшая остров. Со всех сторон она была окружена рекой Эврипом, через которую было переброшено только два моста: на одном стояла статуя Геркулеса, на другом — Ликурга. На площади были высажены прекрасные платаны. Старый гимнасий в Коринфе находился около театра, располагавшегося близ источника, вокруг которого были воздвигнуты портики со скамьями для гуляющих в летнюю пору, следовательно, здесь также внутри портиков был сад.
Гимнасии внутри городов всегда были сравнительно небольших размеров. Все четыре больших афинских гимнасия находились за городом и имели большие парки. В Ill столетии три гимнасия (четвертого еще не существовало) описывались как цветущие сады, со множеством деревьев и лужаек, они были местом встреч философов с их учениками и друзьями. Аристофан, принадлежавший к следующему после Кимона поколению, в своем сочинении «Облака» рисует Академию как густой парк.
Гимнасии с самого начала рассматривались как публичные места для собраний: там встречались, наблюдая гимнастические упражнения, или для философских бесед. Все сцены в платоновских «Диалогах» и в сочинениях Ксенофонта разыгрываются на ландшафте гимнасий.
Во времена Платона гимнасий и парки были так тесно связаны между собой, что философ требует, чтобы гимнасий строились только в обильно орошенных местах, самой природой для этой цели предназначенных. В Регии такой гимнасий был устроен в парадизе, а в Элисе вокруг гимнасия на месте сада раньше существовал дикий лес.
Назад | Оглавление | Далее