Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Горохов В.А., Лунц Л.Б.

Парки мира

1. Исторический очерк

Садово-парковое искусство древних веков

В Ассирии и Вавилоне издавна существовала разветвленная сеть ирригационных систем, охраняемых государством, что способствовало выращиванию растений. Но археологические данные свидетельствуют о том, что искусство разведения садов зарождается в Египте гораздо раньше, чем на Востоке. Еще с древнейших времен здесь дерево считалось символом жизни. В изображениях священного дерева можно обнаружить сходство с пальмой.

Примерно около 2340 г. до н.э. шумерский царь Гудеа создает виноградники и рыбные пруды, которые он окружает тростниковыми насаждениями, что можно видеть на более поздних изображениях. Однако только Тигратпаласар I, царь Ассирии, около 1100 г. до н.э. впервые упоминает о парке: «Кедры и буки, а также такие породы деревьев, которые никто из моих предшественников не разводил, привез я из завоеванных мною земель и посадил в парках моей страны. Также посадил я в ассирийских парках дорогие садовые насаждения, которых раньше не было в моей стране».

Парки были лучшим украшением страны, вот почему они первыми подвергались уничтожению со стороны врагов. Еще раньше во время войн со странами Азии египтяне вырубали фиговые деревья и виноградные лозы. Эта вражеская месть часто встречается на Востоке.

Со второй половины VIII в. до н.э. позднейшие ассирийские цари начинают не только восхвалять парки в письменах, но и изображать их на барельефах, украшающих дворцы. Все чаще встречающиеся пейзажные фоны свидетельствуют о том, что интересы изобразительного искусства больше не концентрируются исключительно на одном человеке. Изображая обычные сцены охоты, войны, пиров и возведения дворцов, художники стараются дать соответствующий пейзаж, тщательно нарисовать горы, деревья, растения.

Самые ранние рисунки такого рода относятся к дворцу, построенному ассирийским царем Саргоном II. Он заложил над Ниневией, столицей Ассирии, город Дар-Шарукин, окружил его высокой стеной и одновременно разбил парк, в котором были посажены все растения хеттской флоры, а также всевозможные горные травы.

Наследник Саргона — его сын Санхериб воздвиг себе дворец в прежней столице Ассирии — Ниневии. При дворце он разбивает обширный парк, в котором высаживают различные деревья, в том числе фруктовые, а также виноград. Для полива был проведен канал, по которому в сады направлялась проточная вода. На увлажненной почве виноградники, фруктовые деревья, пряности, а также кипарисы, пальмы и др. мощно разрастались.

Во время археологических раскопок были найдены следы огромного сада, выращенного вокруг храма, воздвигнутого Санхерибом на скале. Перед храмом был устроен выложенный камнями канал, от которого отходили более узкие каналы. Сохранились следы ям от деревьев. Ямы имеют круглую форму и уходят в глубь скалы на полтора метра.

Вавилон был громадным городом, по площади равным многим крупным столицам современного мира. Он располагался на берегу Евфрата и, как показали раскопки 1925 г., в 90 км от столицы Ирака — Багдада.

Висячие сады Семирамиды
Hanging Gardens of Babylon

Дворец владыки Вавилона стоял на берегу Евфрата, и его лучшим украшением были «висячие сады». Это сооружение связано с именем ассирийской царицы Семирамиды (IX в. до н.э.). Уже в древние времена возникла полемика о том, следует ли приписать Семирамиде создание «висячих садов». Древнегреческий историк Диодор, опираясь при описании Вавилона на Клейтарха, утверждает, что «висячие сады» были сооружены не Семирамидой, а одним ассирийским царем для своей наложницы родом из Персии для того, чтобы они ей напоминали горы ее родины. Историк Страбон приписывает создание «висячих садов» царю Навуходоносору, соорудившему их для своей индийской супруги. Но в одном сходятся оба историка — Диодор и Страбон, утверждая, что длина сторон основания террас «висячих садов» равняется четырем плетрам (48 м) и что террасы были четырехугольной формы. На этом основании подымались (по Диодору) ступенчатые, кверху сужающиеся террасы «подобно театру».

Под поддерживающими террасами-сводами располагались роскошные покои, освещавшиеся верхним светом. Из этих покоев можно было попасть на террасу через проходы шириной 10 футов, устроенные в мощных подпорных стенах. Главный сад был разбит на верхней террасе, отделенной, по словам Диодора, от нижележащей, пространством высотой 50 локтей. Для удержания влаги плоская крыша состояла из искусно составленных пластов: на каменных балках укладывали слой камыша и асфальта, поверх этого клали кирпичи, смешанные с гипсом, за ними следовал свинцовый ковер, который и должен был выдержать всю неимоверную тяжесть плодородной почвы, на которой разбивали сад с высокими деревьями. Все сооружение Диодор называет горой.

Описания Страбона в существенных чертах отличаются от описаний Диодора. По его мнению, плоская поверхность высокого сада поддерживалась системой арок, опиравшихся на кубы. Эти пустотелые кубы были наполнены землей, достаточной для корней самых высоких деревьев. Благодаря этому почвенный слой крыши мог быть значительно тоньше, так как он должен был питать корни более легких растений. В тексте Страбона почти ничего нет о ступенчатой форме, которой Диодор придает большое значение.

В 1949 г. во французском журнале «Ревю Хортикол» (Revue horticole) была опубликована статья М. Рюттена и М. Лакама (М. Rutten et M. Lacam), подробно освещающая технику устройства и водоснабжения «висячих садов». По их данным, нижняя терраса была размером 45x40 м, вторая — 40x30 м; найденные остатки показывают, что первый этаж имел высоту 8 м, включая 2 м растительной земли, следующий — 13 м при том же слое земли, и, наконец, два следующих этажа имели всего по 1 м земли. Весь ансамбль состоял из 14 сводчатых залов, размещенных по обе стороны также сводчатого коридора.

Назад | Оглавление | Далее