Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Горохов В.А., Лунц Л.Б.

Парки мира

1. Исторический очерк

Садово-парковое искусство древних веков

Египет считается одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков. Нил отвоевал у пустыни узкую длинную долину, где из-за наводнений можно было выращивать лишь сельскохозяйственные культуры и невозможно было создавать сады. На возвышенностях, куда Нил не доносил своих вод во время разливов, в Древнем Египте устраивали террасные сады. Орошение, а вместе с ним питание почвы было искусственное. Разветвленная сеть каналов, регулируемая плотинами, рычажными колодцами и шлюзами, доставляла воду Нила в возвышенные части страны. Об этом свидетельствуют данные археологических раскопок, барельефы на надгробных памятниках. Хотя лишь рисунки, относящиеся к периоду Нового царства, отображают плановость расположения и группировки различных растений на одном участке, т.е. сады в нашем понимании, все же изображения времен IV и V династий Древнего царства и тем более Среднего царства заставляют предполагать, что и тогда уже существовали фруктовые и виноградные сады, а также огороды. Эти более ранние рисунки изображают скорее отдельные детали работы в садах, чем общий вид участков, — садовника, поливающего землю, собирающего урожай, срывающего фрукты с деревьев, срезающего виноград, снимающего овощи или же приносящего в жертву богам плоды своей работы.

Еще в Древнем царстве рядом с древесными садами разводили виноградники. В самые ранние времена для виноградных лоз устраивались сооружения в виде беседок, а именно устанавливали столбы, на которые клали поперечную балку. Но уже в Среднем царстве вместо неотесанных деревянных столбов начали устанавливать колонны, которые впоследствии (в Новом царстве) превратились в богато декорированные колоннады, обвитые виноградом (перголы). Иногда эти беседки имели куполообразную форму.

В Новом царстве недостаток лесов возмещался большим количеством священных рощ. Каждые сорок две области, на которые был разделен Верхний и Нижний Египет, имели свой храм. Уже с древних времен дерево для египтян было священным, и каждый храм имел свое священное дерево, которое главным образом и культивировалось в его саду. Судя по источникам, большие храмы обладали очень крупными владениями. Наиболее древними из известных нам являются сады при храмах Ментухотепов (2160 — 2000 г. до н.э.) и парк царицы Хатшепсут (1520 — 1500 г. до н.э.). Известна модель сада эпохи Среднего царства (2065 — 1580 г. до н.э.) у могилы крупного чиновника Мекет-Ре в некрополе Деир-ель-Бахару. Два ряда колонн, между которыми в центре сада располагается бассейн, окруженный деревьями, дают представление о нем. До нас дошли сведения, что древняя столица Фивы была богата садами. Египетский фараон Рамзес III, восхвалявший свои деяния в так называемом Харистском папирусе, записал: «Я засадил всю землю деревьями и кустами». Фараон XVIII династии Тутмос IV привез из своего третьего похода в Палестину коллекцию редких растений и приказал сделать барельеф с их изображением. По существу это было первое изображение ботанического сада. И Тутмос, и фараон Аменофис III имели контакты с Персией, и планировка персидских садов оказала существенное влияние на организацию египетских садов.

Сад Древнего Египта. Схема планировки. 1 — вход; 2 — пергола, увитая виноградом; 3 — жилое здание; 4 — бассейны
The garden of Ancient Egypt. Layout scheme

Известное представление о садах Древнего Египта, в которых росли резеда, мирта, лилия, лотос, дает изображение, найденное в гробнице одного из полководцев фараона Аменофиса III в Фивах. Оно передает весь план сада как бы с птичьего полета. Это — квадратный участок земли, окруженный высокой стеной; жилой дом, расположенный в головной части сада, затеняется симметрично расположенными аллеями различных деревьев; видны окаймленные зеленью бассейны с водоплавающими птицами, всю середину сада занимает виноградник.

Анализируя красивый симметричный план, тщательно продуманное чередование различных видов деревьев, изысканную форму углубленного бассейна, следует признать, что уже здесь, на пороге истории садового искусства, наблюдается высокая степень развития рационально распланированного сада. Симметрия, сочетание изящества и утилитарности — требования, которые впоследствии считались обязательными в садовом искусстве в ранние годы его развития, уже успешно применялись.

Египетские сады были садами равнин, причем архитектура зданий играла второстепенную роль, а видное место в садово-парковом искусстве в силу природно-климатических условий занимала техника устройства водоемов и каналов.

Назад | Оглавление | Далее