Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Усадьба Хрущевых – Селезневых

Усадьба

Главный дом

Ансамбль усадьбы можно считать одним из лучших образцов ампирной жилой застройки Москвы. Территория усадьбы сформировалась во второй половине XVIII в. и включает в себя главный дом, жилой корпус по переулку, выстроенный в 1797-1799 гг., служебные корпуса, арку въезда, сад и ограду вдоль улицы с восстановленным угловым павильоном (он был построен в 1816 и воссоздан в 1980-х гг.), палаты XVII в.

В 1814 г. был возведен деревянный одноэтажный дом с мезонином и антресолями, который располагается на каменном сводчатом цокольном этаже XVIII в. При максимальной парадности и торжественности решения объемов они соразмерны камерному московском жилью, характерному для московских усадеб, что видно как на фасадах, так и в интерьерах. Фасад по Пречистенке – крупный, рассчитанный на восприятие во время движения по улице. Фасад по Хрущевскому переулку более богат лепным декором и рассчитан на подробное рассматривание. Интерьеры при всем обилии и высоком мастерстве прорисовки лепного и живописного декора также обладают безусловно жилым, камерным масштабом. Портики обоих фасадов выполнены в одном и том же ионическом ордере. Наверху, между колоннами портика, обращенного на Хрущевский переулок, просматривается многофигурный, сложный горельеф на сюжеты античной мифологии, созданный предположительно скульптором И.П. Витали. Здание украшает богатый лепной декор, среди орнаментальных мотивов которого – львиная маска, созданная скульптором Г.Т. Замараевым для Московского университета. К дому примыкали многочисленные служебные постройки и небольшой живописный сад с садовым павильоном. Садовый фасад главного дома отмечен террасой.

Внутренняя планировка первого этажа сохранила свой первоначальный вид: можно видеть анфиладу зал, выходящих на Пречистенку и Хрущевский переулок, обращенные во двор и в сад пониженные жилые помещения первого этажа и антресолей, двухсветный объем парадного входа. На потолках – росписи уникальной сохранности и тончайшая, разнообразная по мотивам лепка карнизов.

Далее по Хрущевскому переулку находятся конюшни. Их облик характерен для городской застройки 40-х гг. XIX в. Во второй половине XIX в. перестроены каретный сарай и двухэтажный каменный жилой флигель с навесами над крыльцами на ажурных металлических консолях (1-я пол. XIX в.). Полуциркульная в плане ограда с парадным въездом оформлена белокаменными полуколоннами и аркой ворот. Ограда, расположенная вдоль ул. Пречистенки, примыкает к садовому павильону (в прошлом он был деревянным), закрепляя таким образом угол квартала. За садом расположены двухэтажные сводчатые палаты с восстановленной наружной лестницей, ранее они служили складскими помещениями.

Пространство городской усадьбы дает возможность отразить многообразие форм усадебной жизни Интимная и парадная, бытовая и представительская, господская и холопская жизнь существовали, соприкасаясь друг с другом и взаимно друг в друге отражаясь Самодостаточная жизнь людской, девичьей, кухни, конюшни, псарни сосуществует с жизнью в анфиладе передних зал, будуаре хозяйки, библиотеке хозяина. Спальни, бытовая и парадная, зал бальный и малая гостиная, кабинет хозяина и людские комнаты дополняют друг друга, как красивое кресло и стул, вицмундир и турецкий халат, кивер с плюмажем и ночной колпак с кисточкой. И весь этот многозначный мир в единую систему связывают галереи и переходы, лестницы и лесенки, проходные комнаты, анфилады, потайные двери, книжные шкафы и портреты.